Перевозка автотранспортом. На автомашинах перевозят крупный посадочный материал (сеголеток и двухлеток) на небольшие расстояния (от 10 до 1000 км).

Автомашина (ЗИЛ-150), приспособленная для перевозки живой рыбы, имеет бочку емкостью до 3000 л, в которой поддерживается необходимый газовый и температурный режим. Зимой вода в бочке может подогреваться отработанными газами до температуры 5 °С.

При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды находится в пределах 1:2. При более длительной перевозке соотношение, соответственно, равно 1:4. Норма загрузки устанавливается в зависимости от массы, вида рыбы и длительности перевозки. Перевозку рыбы на автомашинах осуществляют и в специальных контейнерах, к которым подводят шланг от кислородного баллона или компрессора автомашины.

Перевозка в садках. В ряде случаев (при сборе икры сиговых) производителей приходится перевозить от мест лова к садкам (для их выдерживания) в прорезях или живорыбных садках. Рыбу загружают с учетом общей ее массы.

Живорыбный садок объемом 5 м³ имеет каркас из уголковой стали диаметром 50 мм, а стенки — из деревянных реек (40 × 20 мм). Каркас крепят между двумя металлическими понтонами и при помощи червячной передачи поднимают и опускают на разную глубину (в пределах 1 м). Минимальная осадка понтонов 0,2 м. Длина всего сооружения 6 м, ширина 2,2 м, высота понтонов 0,6 м, садка — 1 м. Садок приводится в движение подвесным лодочным мотором мощностью 20 л.

Перевозка в живорыбных вагонах

Для перевозки живой рыбы в вагоне необходимо подготовить рыбоводное оборудование. Сачки изготовляют по размеру перевозимой рыбы из мелкоячеистой дели рашель. Их диаметр: для отлова молоди — до 30 см, для отлова производителей — 50 см и более. Глубина сачка не должна превышать его диаметра. Для каждого вагона необходимо 3—4 сачка и брезентовые носилки в количестве 2—3 шт.

Нормы посадки живой рыбы в вагон зависят от вида перевозимых рыб, длительности перевозки и температуры воды.

Для осетровых рыб, которые постоянно держатся у дна, нормы посадки определяют по площади дна баков из расчета посадки их В ОДИН слой. В каждой живорыбный вагон помещают по 500—600 экз. производителей осетра или севрюги при продолжительности транспортировки 4—6 сух и температуре воды 6—8 °С.

Производителей сазана и карпа, перевозимых весной и осенью при температуре воды окало 5 °С (продолжительность перевозки 5—6 сут.), помещают в вагон в количестве до 3 т. или 1,2—2 тыс. экз. (средней массой 1—2 кг). Численность производителей леща (средняя масса 0,6—1 кг) при перевозке в течение 4—6 суп, (температура воды 3—8 °С) доводят до 3300 экз., а судака — до 500—600 экз.

Очень важно, чтобы рыба была предварительно подготовлена к длительной перевозке. С этой целью ее отсаживают в проточные бассейны или другие емкости с постоянным водообменом. Вовремя предварительного выдерживании рыбы до перевозки допускается плотность посадки, при которой содержание в воде растворенного кислорода поддерживается на уровне 6—6,5 мг/л. Соотношение между временем выдерживания рыбы в чистой воде и длительностью перевозки составляет 2:1. При перевозке рыбы в течение 12 ч и более время выдерживания можно ограничить одними сутками. При выдерживании перед перевозкой рыбу нельзя кормить, так как выделяемые в пути фекальные массы сильно загрязняют воду, засоряют жабры и поглощают много кислорода.

Транспортировка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при наружных температурах от минус 40 до 30 °С

Для объективной оценки результатов перевозки привезенную рыбу целесообразно поместить в просторные садки, а через сутки осуществить пересадку. Применение анестезирующих препаратов резко снижает интенсивность обменных процессов и тем самым сокращает потребление кислорода и выделение в воду продуктов обмена.

Для перевозки рыбы в качестве анестезирующих препаратов применяются аминазин и метилпентинол. Аминазин (ларгоктиль, хлоргидрат — 2 — хлор — 1—3 — диметиламинопропил фентиазина) одно из лучших средств, применяемых при перевозке рыбы. Применяется на практике раствор концентрацией 0,125—0,25 г/л. Метилпентинол (метилпарафенол, дормизон, сомнезин) применяется в виде раствора концентрацией 0,25—3,0 мг/л.

Погрузочно-разгрузочные работы, также как и перевозку, лучше проводить ночью, рано утром или поздно вечером.

Для перевозки живой рыбы необходимо использовать воду из открытых естественных водоемов. Не допускается использование воды из артезианских скважин, колодцев или водопровода. Вода для перевозки рыбы, должна быть чистой, прозрачной, без механических или органических примесей.

Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий, обеспечивающих сохранность рыбы, при перевозках необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензокомпрессор или запас баллонного кислорода. Из баллона кислород подается в воду через понижающий давление редуктор. Подача кислорода в воде без редуктора опасна и категорически запрещена. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7—8 мг/л. Удовлетворительное состояние рыбы наблюдается при содержании растворенного кислорода в пределах 5—6 мг/л. Снижение его содержании до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы.

Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температуры воды, в которой рыба находилась до погрузки, и воды, в которой она будет перевозиться, не должна превышать 1 —2 °С. Для предотвращения температурного шока за 4—6 ч до погрузки рыбу помещают в проточный бассейн, в котором при помощи льда постепенно снижают температуру воды. Необходимое количество льда определяется из расчета, что на охлаждение 1 л воды на 1 °С требуется 12,5 г льда. Кроме охлаждения тающий лед является дополнительным источником растворенного кислорода: 1 кг льда содержит 10,2 мг/О2.

Температура воды в живорыбных емкостях поддерживается с помощью льда, загружаемого в специальные баки, или через теплообменник, подающий в емкость подогретый воздух. В живорыбном вагоне В-20 и автоцистернах для снижения температуры воды на 1 °С в 1 м³ воды необходимо 15 кг льда.

Несмотря на то что в большинстве специализированных живорыбных транспортных средств предусмотрена термоизоляция, перевозка в них допускается при определенных интервалах температуры наружного воздуха. В контейнерах типа ИКФ можно перевозить рыбу при температуре воздуха от 0 до 10 °С, в живорыбных автоцистернах — до −10 °С. При более низкой температуре в контейнерах происходит обледенение крышек, а в контейнерах ИКФ-4 — обледенение стенок изнутри. Это может вызывать обморожение и последующую гибель рыбы.







Оперативная связь по e-mail

Вы можете задать любой вопрос по нашему оборудованию или сделать заказ используя данную форму. Не забывайте указать свой адрес для ответа.

Как быстро растут раки

Предлагаем уникальную установку для выращивания рыбы в домашних условиях

Выращивание рыб в бассейнах