Церковь воскресения на успенском вражке. Царская часовня воскресения христова Разпределение частей храма

Подписаться
Вступай в сообщество «fish-farming.ru»!
ВКонтакте:

В советскую эпоху эта церковь считалась самой центральной в Москве: она была ближайшим к Кремлю действующим православным храмом. Здесь не прекращались богослужения, поэтому церковь сохранила свое убранство и многие ценности. А уберечь её от закрытия помогли местные жители.

Воскресенский храм на Успенском вражке известен с 1548 года, а уже в 1560 году сообщается о пожаре в нем. В это время церковь была деревянная, пока после очередного пожара 1629 года местные жители не построили новое здание в камне. Его возведение завершилось в 1634 году. Основа этого каменного храма сохраняется и сегодня. Обозначение «на Успенском вражке» напоминает о том времени, когда по соседству, между Большой Никитской и Тверской, располагался овраг, получивший название по местной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Основная часть храма представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный одной главой. Она украшена наличниками окон в русском стиле и завершается рядом кокошников, в полукружиях которых сохранились изображения святых. Первоначальные трапезная и шатровая колокольня не сохранились и в 1816‑1820 годах были заменены новыми. Появилась трапезная с двумя приделами, выдержанная в стилистике классицизма, с закругленными углами, обработкой рустом и портиками с пилястрами и фронтонами. В последний раз облик церкви претерпел изменения в 1897 году: храму был пожертвован новый большой колокол весом 327 пудов и для его размещения перестроили ярус звона у колокольни. Вместо круглого объема со шпилеобразным завершением он стал квадратным с маленькой главкой и более просторным. Нижний же ярус колокольни с главным входом в храм был расширен в обе стороны, получив две небольшие сторожки. Интерьеры сохранились от последней четверти XIX века, когда церковь была заново расписана и получила существующие иконостасы, в которых располагаются старые иконы.

Кроме престола в честь Воскресения Словущего, расположенного в четверике храма, в трапезной находится еще два придела. Один в честь святого Николая Чудотворца, а другой – в честь пророка Елисея. Последний является напоминанием о существовавшей по соседству отдельной церкви в честь этого святого: на день пророка Елисея пришлись возвращение патриарха Филарета из плена в Польше и его встреча с сыном – царем Михаилом Федоровичем. После того как старый храм сгорел в пожаре Москвы 1812 года, его уцелевшие ценности были перенесены в Воскресенскую церковь, а в ней вместо старого Покровского образован Елисеевский придел. Такое же название сохраняет соседний переулок.

В 1930 году власти попытались закрыть храм, но за него заступились местные жители – известные актеры театра и композиторы. Они написали письмо во ВЦИК с просьбой отменить постановление о закрытии церкви. В результате храм остался действующим, но колокола на нем не звонили вплоть до 1990‑х годов. Иконы и мощи из многих закрытых и разрушенных по соседству храмов поступали в Воскресенскую церковь. В 1960‑х и 1970‑х годах в храме проводились реставрационные работы. Сегодня он по-прежнему является одним из наиболее посещаемых храмов в историческом центре Москвы. В 2019 году убранство старинного храма было отреставрировано. Было восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах церкви. Также специалисты воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.

Текущая страница: 10 (всего у книги 51 страниц) [доступный отрывок для чтения: 34 страниц]

Воскресения Словущего на Малой Бронной церковь (уничтожена).

В XVI–XVII веках между Никитской и Тверской улицами лежала дворцовая Бронная слобода, переселенная в это место царем Иваном IV Грозным. В слободе жили бронники – мастера, изготавливавшие доспехи (броню) и холодное оружие и подчинявшиеся Оружейной палате. Главная улица слободы, идущая от Белого города, в XVII веке называлась Воскресенской, по названию стоящего на ней храма Воскресения Словущего, являвшегося главной церковью бронников. Позднее улицу стали называть Малой Бронной, но, по иронии судьбы, она оказалась длиннее Большой Бронной улицы, идущей перпендикулярно ей и параллельно Тверскому бульвару.

В XVI–XVII веках Воскресенская церковь была деревянной, а в 1689–1690 гг. на ее месте выстроили каменный храм. Заказчиком строительства был окольничий Семен Ерофеевич Полтев. Как выглядела эта церковь, сказать трудно. По-видимому, она было обычной пятиглавой церковью с трапезной и колокольней. Известно, что в 1722 г. в ней устроили придел преподобного Алексия, человека Божия. Во время московского пожара 1812 г. район Бронных улиц почти полностью выгорел. Пострадал и храм, сначала его разорили французы, а потом он выгорел внутри. В 1817 г. Московская консистория и Синод предложили Воскресенскую церковь снести. Но прихожане подали прошение приостановить разборку, что и было сделано. К 1820 г. церковь была перестроена с сохранением древних стен и сводов. Старинный сомкнутый свод покрыли кровлей, и он стал выглядеть как плоский купол.

На нем сделали четыре люкарны, каждая посередине стены. В центре храм завершили небольшой главой, на каждой люкарне поместили также по главке. Церковь получила пятиглавие несколько странной формы, с расположением куполов по сторонам света. Со старой церкви на новую поставили те же кресты, чудом сохранившиеся во время пожара. Трапезная и колокольня перестраивались в 1832 г. В 1835 г. в юго-восточном углу трапезной освятили придел апостола Иоанна Богослова. Изящная колокольня, выстроенная в типичных для позднего ампира формах, была обращена в глубь участка. Рядом с церковью в 1820-е гг. построили два домика для церковного причта.

В начале 1930-х годов церковь закрыли, а в 1935 г. разобрали на кирпич, который продали на строительство в Подмосковье. На церковном участке в 1936 г. построили по типовому проекту школьное здание. Но место, где стояла церковь, осталось незастроенным. Дома церковного причта сохранялись до 1970-х годов, но потом были снесены, и их место застроили.


Воскресения Словущего в Монетчиках церковь (уничтожена).

Храм в Монетчиках известен с 1672 г., как деревянный в Стрелецкой слободе. (Возможно, он первоначально имел престол во имя преподобного Сергия Радонежского). Позже, когда возле него выросла слобода мастеров Денежного (Монетного) двора, к названию храма стали прибавлять – в Монетчиках. С 1722 г. в Воскресенской церкви известен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Каменный храм Воскресения Словущего в Монетчиках был построен в 1750 г. В конце XVIII века была построена отдельно стоявшая трехъярусная колокольня в стиле барокко. В 1818 г. на средства действительного статского советника А.Д. Иванова выстроили новую трапезную, в которую перенесли престол Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь же был устроен второй придел – во имя мученика Андрея Стратилата, небесного покровителя храмоздателя. В конце XIX века прихожанин храма книгоиздатель И.Д. Сытин пожертвовал средства на создание беломраморных иконостасов в приделах и на приобретение и реставрацию икон. Тогда же неподалеку от храма было построено здание школы. Известно, что настоятелем храма в это время (конец XIX – начало XX века) был протоиерей Петр Сахаров, благочинный Замоскворецкого сорока. В советские годы из храма изъяли утварь и драгоценные оклады икон, в 1934 г. храм был закрыт, а затем разрушен.


Воскресения Словущего на Остоженке церковь (уничтожена).

Остоженка – одна из главных радиальных улиц Москвы, идущих на юго-запад. В древности она начиналась от ворот Белого города, шла параллельно Москве-реке к Крымскому броду. Между рекой и улицей располагались заливные луга, на которых были хорошие покосы. От обилия стогов на берегу произошло историческое название улицы. В XVIII–XIX веках это была одна из улиц, где селилось в небольших уютных особнячках московское дворянство. От Остоженки к Зачатьевскому монастырю спускаются, красиво изгибаясь, Зачатьевские переулки. На стрелке, образованной Остоженкой и 1-м Зачатьевским переулком, до 1930-х гг. стояла церковь Воскресения Словущего Нового. Когда-то на другой стороне улицы, почти напротив этой церкви стояла еще одна церковь с тем же посвящением, которая называлась Воскресения Словущего Старого. Ее снесли еще в XVIII веке.

История церкви Воскресения Словущего Нового известна слабо. Построена она в XVII веке, судя по ее архитектуре, но документов об этом не сохранилось. Церковь завершалась пятиглавием, типичным для конца XVII века. Некоторые специалисты считают, что стены основного храма могли быть построены еще раньше, даже в конце XVI века. В XIX веке церковь подверглась перестройке. В 1831 г. выстроили изящную колокольню со шпилем, а также трапезную с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и мученицы Варвары. Иконостас главного храма создали заново в 1872 г. Церковь обновляли в 1900–1901 гг., когда создали новые придельные иконостасы. В ноябрьские дни 1917 г. здание церкви пострадало от обстрела, рядом на улице шли бои. Купола храма были разбиты тяжелыми орудиями, в журнале «Нива» даже опубликовали фотографию этих разрушений.

Одно из замечательных событий произошло в храме 23 марта (5 апреля по новому стилю) 1925 г. За несколько дней до своей кончины, патриарх Тихон служил здесь литургию последнюю в своей земной жизни. В это время святитель находится в клинике Бакуниных, на Остоженке, где через два дня и умер.

Церковь закрыли в 1933 г. Решение о ее сносе приняли в связи со строительством первой линии метро. На Остоженке прокладка велась открытым способом, и это стало поводом для сноса церковного здания, которое, как тогда говорили, было «тяжелым», и туннель метро мог не выдержать нагрузки. Церковь снесли в январе-феврале 1935 г. В ГНИМА имени А.В. Щусева хранятся фотоснимки, на которых можно видеть церковь Воскресения Словущего в последние дни своего существования. Интересно, что фотографы зафиксировали не только общий вид, но и детали убранства XVII века, сохранившиеся на чердаке.


Воскресения Словущего при Покровской общине сестер милосердия церковь (улица Гастелло, дом № 44; уничтожена).

Село Покровское-Рубцово начала XVII века считалось одной из царских загородных усадеб (у реки Яузы, при впадении в нее речки Рыбинки). В нем стояла сохранившаяся до нашего времени церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1619–1626 гг. Рядом в XVII веке находились деревянные палаты с садом, спускавшимся к Яузе. В первые десятилетия XVIII века это село принадлежало дочери Петра I Елизавете Петровне, когда она еще не была императрицей. Она и начала в усадьбе каменное строительство. Новый ансамбль сложился к 1739 г. Дворец был одноэтажный, с повышенной серединой, где размещался парадный зал. Напротив дворца, через пруд, стояла деревянная Воскресенская церковь, построенная, по некоторым данным, архитектором MX Земцовым. Эту церковь закрыли в 1779 г., а в 1790 г. по повелению императрицы Екатерины II иконы и утварь перевезли в село Никольское-Трубецкое на речке Пехорке. В начале XIX века дворец занимали под казармы, в 1812 г. он был разграблен французами. Новая жизнь для здания бывшего дворца началась в 1870-е гг. Его передали вновь созданной Покровской общине сестер милосердия. Дворец стал главным зданием большого нового комплекса.

Владычне-Покровская епархиальная община сестер милосердия у Покровского моста была учреждена в 1869 г. игуменьей Серпуховского Владычнего монастыря Митрофанией, а в 1870 г. принята под покровительство императрицы Марии Федоровны. Игуменья (в миру баронесса Прасковья Григорьевна Розен) была духовной дочерью митрополита Филарета. В конце 1860-х годов она организовала в Санкт-Петербурге, Псковской губернии и в Москве ряд общин сестер милосердия. В Москве игуменья смогла найти большое число богатых благотворителей, которые помогали Покровской общине в ее хозяйственных нуждах. В течение трех лет в ней под руководством игуменья Митрофании создали фельдшерскую школу, амбулаторию для приходящих бедных больных, аптеку. Был устроен «детский комбинат»: ясли, детский сад и трехклассное училище на 119 детей. Имелась даже школа шелководства. Игуменья начала капитальное переоборудование всей территория, отданной общине. Было начато строительство нового здания больницы, жилых помещений для сестер, ограды с башнями. Проводилась перестройка дворца Елизаветы Петровны. В нем надстроили верхний этаж. В среднем парадном зале устроили церковь, для чего зал разделили на два этажа. Над храмом поставили восьмерик с главой и крестом. Церковь освятили 25 июня 1872 г. в честь Воскресения Словущего. В нее вернули утварь из старой Воскресенской церкви села Никольское-Трубецкое. Кардинально изменились и фасады здания, они получили новую декоративную обработку в русском стиле.

Строительство в обители требовало много денег, пожертвований и даров не хватало. Игуменья Митрофания решилась на мошенничество, вследствие чего была осуждена и в 1874 г. отправлена в Ставропольский Иоанно-Мариинский женский монастырь. Позднее в искупление грехов она совершила паломничество в Иерусалим.

Покровскую общину передали в ведение Московской городской думы. В начале XX века в ней состояло до 20 лиц монашеского звания и 210 сестер милосердия. В приюте общины воспитывались 17 детей, в шестиклассной школе обучались 82 воспитанника и в фельдшерской школе 21 ученик. Продолжали работать школа шелководства, приемный покой для приходящих больных и аптека. Существовал дом призрения для престарелых монахинь и сестер милосердия.

В 1908 г. игуменьей общины стала Ювеналия (в миру Т.А. Марджанова, впоследствии схии-гуменья Фамарь). Она глубоко почитала преподобного Серафима Саровского, и ее трудами на третьем этаже бывшего дворца, с правой стороны на хорах Воскресенской церкви устроили придел Серафима Саровского, освященный 26 мая 1909 г. Матушка Ювеналия в 1910 г. основала Серафимо-Знаменский скит в Подольском уезде (сейчас поселок Битюгово Домодедовского района-на), где и стала вести скитскую жизнь.

Последней Покровскую общину возглавляла игуменья Антония (Аристова), которая, будучи сестрой милосердия, участвовала в русско-турецкой войне 1877–1878 годов и в русско-японской войне 1904–1905 годов. Община существовала до середины 1920-х годов, и больница все еще принимала больных. Церковь Воскресения Словущего закрыли в 1924 г., и здание дворца отдали под квартиры. В соседнем здании (Романовская больница) открыли роддом. В 1932–1934 гг. центральная часть здания была перепланирована, из церкви устроили вторую лестничную клетку. Н.И. Якушева в 1950-е гг. со слов жильцов, живших в бывшем здании Покровской общины, записала о последних днях жизни ее членов: «Мать Антония и с ней еще две монахини, достигшие почти 90-летнего возраста, остались при доме, но их переселили в подвал, а в 1930 г. лишили продовольственных и хлебных карточек. Так что они питались подаяниями части сочувствовавших старухам жильцов».

До середины XX века в комнатах оставались лепнина и росписи, исчезнувшие при последующих ремонтах. В 1979 г. жильцов из здания выселили. Предполагалось реставрировать его, но к 1984 г. затеянный ремонт не был доведен даже до половины. В 1980-е гг. в здании располагалось много различных организаций. Большая часть здания принадлежала системе Госагропрома СССР – организации «Всесоюзный государственный головной проектно-технологический институт по организации и технологии строительства». В 1992 г. правительство Москвы передало дворец ГНИИ реставрации Министерства культуры России, которое переезжало из Новоспасского монастыря. Туда же въехали из различных мест многочисленные филиалы института. Здание находилось в ужасном состоянии, были даже дырки в крыше. С момента въезда по 2002 г. институт проводил ремонтно-реставрационные работы, укрепляя перекрытия, проводя покраску фасадов. Специалисты института провели подробное исследование стен в интерьерах здания, и не нашли ни малейших остатков живописи, которую видели еще в середине XX века. Пока нет возможности восстановить церковь в ее первоначальном месте из-за перестроек советского времени. Зал, в котором располагался храм, перекрыт на этажи, в него же встроена лестница.


Воскресения Словущего в Покровском монастыре церковь (Таганская улица, дом № 58).

Покровский монастырь, что на Убогих домах, был основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем в память своего отца патриарха Филарета. Новый монастырь расположился на месте старинного кладбища, где находили свое последнее пристанище бродяги, казненные и все умершие без покаяния. Это кладбище (скудельничье или божедомское) просуществовало здесь до 1721 г.

Главным храмом обители был собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в камне в 1655 г. Вторым по значению храмом обители была каменная церковь Всех Святых, выстроенная в 1682 г. по велению царя Федора Алексеевича. В 1792–1798 гг. был создан новый храм Всех Святых, при котором сохранялось здание трапезной с приделами Воскресения Словущего и Тихвинской иконы Божией Матери. В 1854–1855 гг. по проекту архитектора М.Д. Быковского храм был перестроен. Быковский увенчал храм огромным куполом с небольшой главкой в завершении. Центральный барабан был украшен аркадой. Его окружали четыре малых купола, расположенные традиционно на углах четверика. В этом храме, освященном в 1856 г. в честь Воскресения Словущего, находились приделы Тихвинской иконы Божией Матери и мученицы Александры. Храм был расписан художниками Артари, Мягковым и Фивейским на темы земной жизни Спасителя. Был устроен новый пятиярусный иконостас, в котором сохранялись и древние иконы, происходившие из церкви Всех Святых. Интерьер был богато украшен искусственным мрамором.

В советский период храмы Покровского монастыря, закрытого властями в 1920 г., действовали до 1926 г. Церковь Воскресения Словущего утратила боковые главы, все внутреннее убранство. В ней располагался спортивный зал и другие светские учреждения. В 1990-е гг. монастырские храмы возвратили верующим. В 1998 г. был освящен храм Воскресения Словущего. В настоящее время в храме Воскресения Словущего находятся два придела, один из которых посвящен праведной Матроне Московской, а второй традиционно посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В храме находится икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по благословению святой Матроны.


Воскресения Словущего в приюте при Старо-Екатерининской больнице церковь (уничтожена).

Благотворительное общество при Старо-Екатерининской городской больнице было учреждено в 1882 г. Для постройки здания приюта на деньги, пожертвованные графом А.В. Орловым-Давыдовым, по соседству со Старо-Екатерининской больницей был куплен участок земли. Деревянное здание приюта было построено в 1885 г. 22 января 1891 г. произошла трагедия – здание сгорело, унеся жизни шестерых детей и воспитательницы, которая пыталась их спасти. На новое каменное здание приюта деньги пожертвовала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Его выстроили в 1892 г. Трудами казначея больничного благотворительного общества С.В. Алексеева на втором этаже нового здания была устроена часовня с иконами святых, имена которых носили погибшие во время пожара. К часовне была сделана пристройка для алтаря, и 18 декабря 1894 г. в приюте освятили храм Воскресения Словущего. В 1908 г. приют перешел в ведение Благотворительного общества попечения о беспризорных детях. В течение нескольких лет богослужения в храме не совершались и возобновились в 1912 г. Сведений о внутреннем убранстве храма не сохранилось. Он перестал существовать вскоре после Октябрьской революции 1917 г.


Воскресения Словущего в Странноприимном доме А.А. Ахлебаева церковь (улица Тимура Фрунзе, дом № 3; уничтожена).

По благочестивому обычаю давать приют странникам, в начале XIX века в России сердобольными гражданами стали строиться странноприимные дома, в которых можно было остановиться на небольшой срок. Отставной секунд-майор А.А. Ахлебаев пожертвовал земельный участок и капитал на строительство странноприимного дома, получившего по имени его основателя название Ахлебаевского. Целью его создания было «временное призрение бедных людей свободного состояния, пришедших в Москву для исправления необходимых потребностей или для снискания себе, трудами своими, пропитания, и не имеющих на первый раз ни приличного пристанища, ни достаточных средств к содержанию». Странноприимный дом с домовой церковью Воскресения Словущего выстроили в 1848–1850 гг. по проекту архитектора М.Д. Быковского. Церковь освятили 22 августа 1851 г. в верхнем этаже главного здания. Небольшая домовая церковь Воскресения Словущего разделяла мужскую и женскую половины дома. О ее внутреннем убранстве ничего не известно. Храм перестал существовать в первые годы советской власти, затем был ликвидирован. Здание перестроено.


Воскресения Словущего в Таганке церковь (уничтожена).

Храм построили в 1659 г. Первоначально он был деревянным и, предположительно, построен прихожанами соседней церкви Воскресения Словущего в Гончарах, которые после эпидемии чумы в 1654 г. ушли за границы города, образовав там новую слободу – «в прирост города Москвы». В 1671 г. стольниками Иваном Яковым, Андреем Колошиным и Еремеем Лисенковым на месте деревянной была воздвигнута каменная церковь. К концу XVII века при ней значилась шатровая колокольня и трапезная, в которую выдали антиминс на престол святых Адриана и Наталии. В 1758 г. был освящен еще один придел – Тихвинской иконы Божией Матери. В 1790 г. главную церковь разобрали за ветхостью. Новое здание выстроили на средства прихожан в 1800 г. Авторство постройки традиционно приписывается М.Ф. Казакову, самому известному зодчему того времени. Храм отличался богатством и красотой пятиярусного иконостаса. Считается, что настоятелем Воскресенского храма в Таганке был А.И. Беликов, известный своими проповедями, автор катехизиса, учивший отрока А.С. Пушкина Закону Божьему, арифметике и грамматике вплоть до поступления поэта в лицей. Последним настоятелем храма был священник Н.В. Троицкий, расстрелянный в 1931 г. В 1933 г. храм уничтожили.


Воскресения Словущего на Успенском Вражке церковь (Брюсов переулок, дом № 15/2).

Впервые этот храм упоминается в 1548 г., в 1560 г. он сгорел во время пожара. Освящение новой каменной церкви Воскресения Словущего с приделом мученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1634 г. Вскоре был освящен и Никольский придел. Это сооружение является древнейшей частью существующего храма. Небольшой одноглавый храм освещают многочисленные окна, расположенные на фасадах в два уровня. Окна и порталы завершаются поясом кокошников, который опирается на мощный профилированный карниз. В начале XVIII века после ремонтных работ придел мученицы Параскевы был заменен приделом Покрова Пресвятой Богородицы, который освятили в 1705 г. В 1812 г. храм был разграблен французскими солдатами. В 1816–1820 гг. во время восстановления храма были выстроены трапезная и четырехгранная классическая колокольня с ротондой, увенчанной шпилем. В середине XIX века, после упразднения храма пророка Елисея (существовал как придел храма с 1620 г.), его престолы были перенесены в церковь Воскресения Словущего. В честь пророка Елисея был переосвящен Покровский предел. Тогда же появился и придел мученика Иустина Философа, упраздненный, вероятно, в 1870-е гг. Став наследником святынь храма пророка Елисея, церковь Воскресения Словущего до сих пор сохраняет чтимый образ святого Иустина.

Воскресенский храм не закрывался в советский период. Здесь сохраняется образ преподобного Саввы Сторожевского из находившегося на Тверской улице подворья Саввино-Сторожевского монастыря, Казанский акафистный образ Божией Матери из располагавшегося неподалеку Казанского храма, икона великомученика Георгия Победоносца из Георгиевского монастыря, иконы Николы Можайского (XVI в.), чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», перенесенная сюда из разрушенного храма Рождества Богородицы в Палашах. В храме находится также чтимый образ святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В церкви сохранились росписи и лепнина XIX в.


Воскресения Христова в Кадашах церковь (2-й Кадашевский переулок, дом № 7/4, строение 14).

В Замоскворечье, напротив Кремля с его многочисленными вертикальными доминантами, возвышается церковь Воскресения Христова – один из лучших памятников московского (нарышкинского) барокко, во многом уникальный, отличающийся необычайной изысканностью своего облика и совершенством художественного решения. Кадашевская слобода получила свое название от села Кадашево, которое упоминается в 1504 г. в завещании великого князя Ивана III. Существует мнение, что это название происходит от слова «кадка» – бочка, кадь, и, таким образом, отражает главное занятие жителей – изготовление кадей. Но это не подтверждается источниками. Есть также предположение о том, что наименование Кадашево происходит от мужского некалендарного имени или прозвища Кадаш. К началу XVII века относятся сведения о ткацком производстве в селе. Ремесленники-ткачи изготовляли льняное полотно для нужд двора, поэтому слобода находилась в привилегированном положении, управлялась приказом Царицыной мастерской палаты и была одной из самых богатых и населенных.

Первые сведения о деревянном храме относятся к XV веку, он упоминается в завещании князя Ивана Юрьевича Патрикеева 1493 г., где именуется церковью Воскресения, что на Грязех. В 1657 г. церковь была возведена в камне. Строительство современного церковного здания начали около 1687 г. на средства купцов К. и Л. Добрыниных. Возможно, автором храма был зодчий Сергей Турчанинов, колоколенных дел мастер, завершивший шатер Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. В 1695 г. освятили главный престол. С одной стороны, ставшая уже традиционной осевая компоновка объемов (алтарь – четверик – колокольня) и планировка «кораблем» позволяют отнести церковь к типу посадского храма, распространенного в Москве с середины XVII века. Но многое сближает памятник и с современными ему усадебными церковными постройками, строившимися в нарышкинском стиле. Церковь изначально была двухъярусной, причем нижний ярус шире верхнего (нижние апсиды больше верхних) из-за наличия обходной галереи, которая несла на уровне второго яруса открытую галерею (гульбище) по всему периметру церкви. Церковь имела три широкие лестницы, которые вели на гульбище к северному, южному и западному порталам. В первом этаже трапезная, четверик и обходная галерея разделены не стенами, а мощными столбами. Из-за этого внутреннее пространство едино, а стены галереи – это наружные стены здания, образующие его интерьер. Двусветный четверик (второй ярус) перекрыт сомкнутым сводом. Самое примечательное и необычное: завершение основного объема тремя ярусами белокаменных «петушиных гребней» – фронтонов, расположенных уступами и занявших место традиционных кокошников. Виноградная лоза покрывает колонну и часть стены над входом. Завершается храм пятиглавием с близко поставленными куполами на высоких граненых барабанах. Четыре главы глухие, а центральная – двусветная – открыта в интерьер. Грани барабанов подчеркнуты тонкими витыми колонками, что, наряду с многочисленными вертикальными линиями композиции, еще более «вытягивает» и облегчает силуэт церкви. В 1695 г. возвели стройную шестиярусную колокольню, так что лестница к западному порталу разобрали, а по сторонам колокольни устроили две трехмаршевые лестницы. До 1807 г. их переделали в закрытые двухэтажные паперти, оформленные в готическом стиле и перекрытые куполами. Строительство храма завершилось в 1713 г.

В интерьере находился замечательный резной шестиярусный иконостас конца XVI в. с колоннами, выполненными в технике сквозной резьбы, с изображением плетения виноградной лозы (перенесен за исключением нижнего яруса в церковь Троицы в Останкино. Для росписей стен в XVII веке были приглашены царские изографы, что еще раз свидетельствует о высоком положении слободы. Но при пожаре в 1812 г. живопись пострадала и была заменена новой художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. При последующих реставрационных работах эту живопись восстановили. В 1860–1863 гг. по проекту архитектора Н.И. Козловского выстроили новые, более широкие галереи, в восточную часть которых вынесли из апсид алтари приделов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая. Также храм обновлялся в 1902 г. В начале XX века настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868–1922), прозванный в народе Кадашевским. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, а во время Первой мировой войны два лазарета для раненых. Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к российским святыням, в которых приняли участие до двух тысяч человек.



Храм закрыли в 1934 г. В Государственную Третьяковскую галераю из церкви Воскресения в Кадашах были переданы иконы «Боголюбская Божия Матерь» (1689 г.) и «Спас Вседержитель» (1690). В здании храма располагались различные государственные учреждения, в том числе, спортивный клуб колбасной фабрики. В 1966 г. храм отдали в аренду Всероссийскому художественнонаучному реставрационному центру имени академика И.Э. Грабаря. Начались реставрационные работы, которые проводила архитектор-реставратор Г.В. Алферова, и в 1974 г. появилась ее книга, посвященная этому памятнику русского зодчества. 6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма. Верующие провели огромную работу по расчистке территории от завалов и мусора. Для совершения богослужений пришлось приспособить бывший каретный сарай, стоящий во дворе, где был освящен храм во имя преподобного Иова Почаевского. Реставрационные работы в церкви продолжаются.


Воскресения Христова при пансионате № 6 для ветеранов и инвалидов церковь (улица Островитянова, дом № 10).

Храм устроен в последние годы XX века и приписан к церкви апостолов Петра и Павла, что в Ясеневе. Он занимает небольшое помещение в самом здании пансионата. Его убранство – иконостас, иконы, паникадило – выполнено современными софринскими мастерами. Также несколько икон XIX века передали в храм проживающие в пансионате ветераны.


Воскресения Христова в Пленницах, в бывшем Андреевском монастыре церковь (Андреевская набережная, дом № 2).

Андреевский монастырь, стоявший на берегу Москвы-реки около Воробьевых гор, впервые упоминается в летописи в середине XVI века. Место его основания называлось Пленницы, так как здесь вязались плоты, сплавляемые по реке. Возобновили обитель в 1648 г., когда по инициативе окольничего Федора Михайловича Ртищева здесь организовали духовное училище, в которое пригласили ученых киевских монахов. Это училище, именуемое также Андреевским братством, стало предшественником первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. Храм Воскресения Христова был выстроен в 1689–1703 гг. и стал главным собором монастыря. Это одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом, с восьмигранной глухой главой. Он стоит на высоком подклете, который по высоте был почти равен первому этажу келий, расположенных рядом. Корпуса келий, учебных зданий и хозяйственных построек, примыкая друг и другу, образовывали длинный прямоугольный двор. Собор с запада примыкал к монастырской стене, восточным фасадам выходил во двор, с севера соединялся гульбищем с Покровским храмом обители, а с юга к его гульбищу подходили здания келий. Четверик храма, окруженный крытыми гульбищами, возвышался над другими монастырскими постройками. С гульбищ во двор спускались две широкие лестницы, они шли по бокам от алтарных апсид, что создавало необычную и красивую композицию. В XIX веке галереи перекрыли каменными сводами, и в концах лестниц поставили крыльца со сложными шатровыми завершениями, к сожалению, убранными реставраторами, как «поздние переделки, искажающие облик древнего здания». Собор неоднократно переделывался в XVIII–XIX веках. На алтарной части сохранились красивые наличники с разорванными фронтонами, характерными для конца XVII века, автором которых считается прославленный мастер Степан Полубес. В 1765 г. Андреевский монастырь упразднили. Часть построек, в том числе Покровскую церковь, снесли. Храм Воскресения Христова стал приходским. В 1803 г. помещения бывшей обители передали Московскому купеческому обществу для устройства богадельни. Корпуса богадельни, образовавшие каре вокруг монастырского двора, строились с 1805 по 1879 год. Храм Воскресения Христова, включенный в общий комплекс, стал ее домовым храмом. В 1900 г. при храме была открыта церковно-приходская школа.



Богадельня просуществовала до 1924 г. После закрытия все ее помещения, в том числе и храмы, использовались как жилые дома, затем в них разместился научно-исследовательский институт. В 1966–1981 гг. проходили реставрационные работы, при которых восстановили внешний облик храма Воскресения Христова. Его освятили в апреле 1992 г. Ансамбль бывшего Андреевского монастыря и богадельни имеет статус патриаршего подворья. В настоящее время здесь располагается Синодальная библиотека. В соборе сохранилась святыня – чтимая Казанская икона Божией Матери.


Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище церковь (Измайловское шоссе, дом № 2).

Кладбище получило свое название от села Семеновское, которому принадлежало. С XVII века село становится царской вотчиной. Здесь образуется слобода потешного Семеновского полка, который, наряду с Преображенским, стал ядром русской регулярной армии. Современное церковное здание освятили 17 июля 1855 г. Северный придел освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», южный – во имя равноапостольного великого князя Владимира. Храм строился на средства купца М.Н. Мушникова. Церковь относится к типу храмов, спроектированному К.А. Тоном в 1830-е гг. Это стилизация XIX века, названная русско-византийским стилем. Здание прямоугольное, одноглавое, с мощными выступами трех апсид. Оно имеет сложное сводчатое перекрытие из трех полуцилиндрических сводов, ориентированных на запад-восток. Глава не световая, но стены имеют два ряда больших окон. На фасадах архитектор имитировал декор, отдаленно похожий на древнерусский: окна оформлены наличниками с килевидным завершением, под скатами кровли находится пояс поребрика, раскраска храма красным цветом с белыми деталями. Очень интересна форма полуколонн: они многогранные с перетяжками, завершены чашеобразными капителями. В 1901 г. архитектор А.П. Михайлов пристраивает к церковному зданию трапезную. Она прямоугольная в плане, двухэтажная, имеет четыре мощных пилона в нижнем ярусе, на которые опирается перекрытие из крестовых сводов. На фасаде трапезной архитектор повторил декор храма, только окна сделал двойными для лучшей освещенности. Тогда же на хорах освятили придел святителя Николая. Из-за постройки трапезной храм приобрел форму базилики, чем были нарушены его первоначальные архитектурные формы. Над входом в церковь установили ярус звона, завершенный шатром.

Начало 20 века для России имело особое значение. В это время она лишилась Царя, Помазанника Божьего. В начале марта 17 года Романов Николай Александрович (Второй) добровольно отказался от царского престола. Империя фактически прекратила свое существование. Именно этому печальному событию посвящена воздвигнутая в 2003 г. Часовня Воскресения Христова в Пскове.
Сооружение достигает 17 метров в высоту. Здание увенчано куполом с небольшой главой, имеющей позолоченный крест. Купольное покрытие исполнено медными листами. Отлив креста был произведен из особого сплава, изготовленного на Челябинском заводе.

На апсиде часовни, выходящей к Вокзалу, установлена мраморная мемориальная плита. На ней выгравированы слова покаяния, адресованные псковичами последнему Государю Всея Руси Романову Николаю Александровичу. Надпись выражает всю глубину скорби и сожаления о трагедии русского императора и его семьи. Часовня Воскресения Христова в Пскове установлена к 1100-летнему юбилею города.

Судьба монаршей семьи стала воистину трагичной. Через год после добровольного отречения государем от престола и подписания соответствующего документа, случилось самое страшное. Вся его семья, включая даже прислугу, была обманута и зверски убита.

Об этом следует сказать несколько отдельных слов. Существует версия, что всю семью собрали якобы для фотографирования. Именно поэтому рядом с монаршими особами тогда оказались самые приближенные, компаньоны и прислуга. И когда люди выстроились и приняли приличествующие случаю позы, прогремели выстрелы. Считается, что не спасся никто. Трагедия случилась в подвальном помещении Ипатьевского дома в Екатеринбурге вечером с 16-го на 17-е июля. Все кровные члены царской семьи посмертно признаны мучениками и канонизированы. Поминальную службу по ним служат в Часовне Воскресения Христова в Пскове.

Культовое здание было освящено в июле 2003 г. Проект принадлежит архитектору С. Кондратьеву. Надо признать, что эта работа для автора стала далеко не самой простой. Дело в том, что С. Кондратьеву долго пришлось искать стилистическое решение для исполнения часовни. Так, чтобы она идеально вписалась в окружающую Привокзальную площадь и гармонировала со зданием самого Вокзала.

План сооружения традиционно представляет собой квадрат. Однако стилистическое решение - это некий синтез барокко и классицизма. Здесь присутствуют разнообразные декоративные элементы, усложняющие силуэт часовни.

Часовня Воскресения Христова в Пскове – одно из самых «молодых» культовых сооружений православной России. Здание, совместившее в себе нехарактерную для местного зодчества стилистику. Однако подобное новаторское решение выгодно выделяет часовню среди прочих более ранних аналогов.

Часовня поражает своей целостностью. Она не включает в себя «кричащих» помпезных деталей. Она стройна и великолепна. Здание радует взгляд даже непосвященному в историю Руси. Часовня заставляет замедлить шаг и подойти, чтобы прочесть слова на мемориальной доске.

Часовня Воскресения Христова в Пскове прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом и общей стилистикой Привокзальной площади. Цветовым решением здания стали белый, зеленый и коричневый с золотом. Сегодня сооружение уверенно становится одной из интереснейших городских достопримечательностей.

Ежегодно поклониться памяти последнего русского императора приходит все больше людей. Здесь бывают праздные путешественники и паломники. Часовня представляет собой уникальный акцент. Она словно уравновешивает несколько агрессивную урбанистическую стилистику Вокзала и Привокзальной площади Пскова.

Подземный храм Обретения Животворящего Креста , храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов . На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей , он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле - Православное , римо-католическое , антихалкидонское . Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом года, подтвержденным фирманами и годов. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с года мусульманское семейство Нусейбе.

Разпределение частей храма

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля , на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня . По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь .

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне , служившей вестибюлем Голгофского придела . Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков », иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской .

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому . Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38 -40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в году В. Цоцонисом . Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти . В году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.

Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела . Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы , справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в году. Максим Симеос , последним видевший в году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса , замученного турками в Константинополе на Пасху года.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол . Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте . В году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши , сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Ротонда

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас . С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери , святого Иоанна Предтечи , архангелов Михаила и Гавриила , 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов . Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в году.

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата , почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского , у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие . Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Галереи кафоликона

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов .

В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы : огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана . Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В восточном конце галереи расположена православная часовня , обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова , впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц , а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.

В амбулатории , позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику . На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий » (Мф 27, 54).

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23 -24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца . В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию , на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца .

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов . Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю . Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении . Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста , расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом . В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в г. здесь стоял греческий престол » . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания , именуемая парусией : крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся .

Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна » . В году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в году.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа . Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа , разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам . Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово » на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи . Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в ).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы , иначе известный как придел Мелхиседека , по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого . Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу , где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Двор и его постройки

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «fish-farming.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «fish-farming.ru»