Традиционные ценности: Почему в Исландии строят языческий храм. Исландия: язычество возвращается в Европу Вера в исландии

Подписаться
Вступай в сообщество «fish-farming.ru»!
ВКонтакте:

В начале года стало известно, что в Исландии наконец-то построят первый за более чем тысячу лет языческий храм. По большому счету удивляться тут нечему: северное язычество асатру, в этой стране признано такой же государственной религией, как и христианство. Попробуем разобраться, как случилось, что страна победившего лютеранства, которое даже икон и статуй святых не признаёт, вдруг оказалась колыбелью возродившейся из пепла костров инквизиции старой веры.

Христианство захватило Исландию практически бескровно, по крайней мере, если сравнивать с континентальной Европой и Скандинавией. В конце I тысячелетия на остров начали прибывать христиане, чтобы обратить язычников в истинную веру. Одним из них был исландец Торвальд Кодранссон, вернувшийся на родину в компании германского епископа Фридрека. Как нам известно из «Саги о христианстве», тот епископ продемонстрировал чудо — с помощью молитвы расколол камень, в котором жил дух-покровитель семьи Торвальда (на самом деле камень сохранился до наших дней неповреждённым), помог победить двух распоясавшихся берсерков и обратил несколько исландских семейств в свою веру. Правда, в конце концов миссия всё равно была провалена: про Торвальда и Фридрека сочинили нид — хулительную песнь, которая прозрачно намекала на их более чем тесную дружбу. Торвальд подобного не стерпел и убил за это двоих человек. Разумеется, после этого и его, и священника объявили вне закона и выдворили из страны.


По-настоящему за Исландию христианские миссионеры взялись после провозглашения Олава Трюггвасона конунгом Норвегии. Олав несколько раз посылал в Исландию несколько своих людей, которые разрушали капища и святыни и, конечно, долго в стране не задерживались. Но подобные методы на исландцев явно не действовали. Однако число христиан, в том числе и среди представителей местной элиты, постепенно росло, их отношения с язычниками обострялись, и страна едва не оказалась на пороге гражданской войны. Разрешилось всё цивилизованно — на тинге. Законоговоритель Исландии Торгейр, бывший заодно и языческим жрецом, выслушал обе стороны и удалился посоветоваться с богами. Вернувшись, он объявил, что боги велели всем исландцам обратиться в христианскую веру, и подкрепил свои слова тем, что сбросил всех идолов своего капища в водопад. Так в 1000 году Исландия стала христианской.

Несмотря на то что единственной религией Исландии стало христианство, язычество никуда не ушло. Так было везде — до сих пор в Европе поднимают Майское дерево, а в России пекут блины на Масленицу. Но если в остальном мире старая вера забылась, хотя внешние её атрибуты живы до сих пор, то в Исландии язычество не только продолжало жить на равных с новой религией, но и стало предметом пристального изучения местной знати. Достаточно вспомнить Снорри Стурлусона, законоговорителя христианской уже Исландии, который составил «Младшую Эдду», и епископа Бриньольфура Свейнссона, благодаря которому мир получил «Старшую Эдду» — главные источники знаний о вере древних скандинавов. Некоторые исследователи утверждают, что обе Эдды были дополнены христианскими мотивами и многие истории и даже боги в оригинале выглядели совершенно иначе. Например, Бальдр, кроткий и прекрасный бог, на самом деле был весьма воинственным персонажем германской мифологии.

Для исландцев преимущество христианства над старой верой основывалось не на глубоких мистических и религиозных переживаниях. Превосходство Белого Христа было вполне прагматичным: епископы с помощью креста и молитв успешно боролись с вредоносной магией и чародейством. Ещё важнее, что христианам было проще вступать в политические, дипломатические и торговые отношения с другими государствами. Отсюда же появился широко распространённый на ранней стадии христианизации Исландии и Скандинавии обычай, когда язычник проходил обряд крещения и воспринимался христианами как собрат по вере, однако фактически всё ещё оставался приверженцем старых богов. Вероятно, именно с этим связана подвеска волчий крест, одновременно похожая и на молот Тора и на главный символ христианства.

Наглядным примером может стать «Сага о Халльфреде Трудном Скальде», в которой Халльфред был вынужден принять христианство, чтобы попасть в услужение к конунгу, но отказывался поносить в своих песнях старых богов, за что вызвал гнев своего хозяина. В «Книге о занятии земли» показателен пример Хельги Тощего, который, будучи христианином, в самые важные моменты своей жизни всё равно обращался к Тору за помощью и поддержкой.

Даже после победы христианства большая часть населения продолжила воспринимать новые догматы в языческих категориях: божественное провидение трактовалось как урд — судьба, играющая ключевую роль в миропонимании древних скандинавов. Разумеется, главные христианские ценности — любовь к ближнему, всепрощение и самоотречение — попросту игнорировались. Даже к Христу отношение было как к Всеотцу (Одину): «Ибо Христос сделал христиан своими сыновьями, а не рабами», — говорится в «Саге о названных братьях». А уж об обычае кровной мести, процветавшей в исландском обществе, можно даже не упоминать — мстить обидчику считалось самим собой разумеющимся делом. Стоит ли напоминать, что Один в «Речах Высокого» призывает к тому, чтобы любое оскорбление или обида были отомщены.

Показательно и то, что долгое время для язычников в исландских законах были предусмотрены значительные послабления: разрешалось есть в ритуальных целях конину (в Норвегии за это полагалась смертная казнь) и тайком поклоняться старым богам.

Согласно данным исследований, 20 лет назад почти 90 процентов всех исландцев были верующими, в то время как на сегодняшний день о своей религиозности заявляют менее 50-ти процентов жителей островного государства, пишет «The Washington Post» со ссылкой на опубликованные накануне результаты социологического опроса, проведенного Институтом Гэллапа (Gallup International) и международным объединением The Worldwide Independent Network.

Эксперты отмечают, что Исландия демонстрирует общественные процессы, которые идут в разрез с тенденциями, характерными для большей части остального мира. Например, исландская молодежь (участники опроса возрастом до 34-х лет) практически полностью заявили о неверии в библейскую идею создания Богом Земли – в то время как в других регионах мира, особенно в Африке и на Ближнем Востоке, молодые люди, наоборот, проявляют чрезвычайно высокий уровень религиозности: доля верующих людей в этой возрастной категории здесь доходит до 80%.

По данным Института Гэллапа, в Соединенных Штатах Америки по состоянию на 2014 год 28 процентов американцев в возрасте от 18 до 29 лет заявляли, что они верят, что Бог создал «людей в нынешнем виде в течение последних десяти тысяч лет».

Исследователи признают при этом, что сопоставление этих цифр с трудом можно назвать корректным, поскольку многие американцы-христиане их веру в Бога и Его промысел сочетают с верой в теорию Большого взрыва. Но даже сейчас, когда число верующих среди молодежи в Соединенных Штатах снижается, христианство по-прежнему оказывает существенное влияние на жизнь американского общества.

Религиозные идеи исландского общества: христианство в сочетании с естественнонаучным мировоззрением

«Секуляризация [в Исландии] произошла очень быстро, особенно среди молодых людей, – цитирует издание Бьярни Йонссона (Bjarni Jonsson), управляющего директора Исландской Ассоциации этических гуманистов, неправительственной организации, выступающей с атеистических позиций. – С ростом уровня образования и широты мышления изменение может произойти быстро».

Несмотря на очевидную тенденцию, Евангелическо-лютеранская церковь в Исландии по-прежнему обладает статусом государственной церкви (лютеранство было объявлено государственной религией в 1540 году, в то время территория Исландии входила в состав Дании). Сольвейг Анна Боасдоттир (Solveig Anna Boasdottir), профессор факультета теологии и религиоведения Университета Исландии, согласна с тем, что научный прогресс изменил религиозную ситуацию в стране. Однако, по ее словам, около 40 процентов молодого поколения по-прежнему считают себя христианами – притом что ни один из них не верит, что Бог сотворил землю. «Научные теории получили широкое признание как среди молодежи, так и у пожилых людей. Это не мешает людям верить в Бога», – отметила она.

С.А. Боасдоттир также засвидетельствовала, что результаты социологического исследования широко обсуждаются в среде исландского духовенства на Facebook. «Насколько я увидела, они ни удивлены, ни шокированы результатами. Они не видят никакой необходимости противопоставления веры в Бога и приверженности научным теориям о сотворении мира», – цитирует ее издание.

Проведенный опрос также показал, что почти 40% жителей Исландии считают, что для поиска ответов на экзистенциальные вопросы следует прибегать как к религиозным идеям, так и научным достижениям и теориям.

С точки зрения авторов исследования, полученные ими данные свидетельствуют о том, что современные исландцы склонны более глубоко сочетать христианскую веру с естественнонаучным мировоззрением. Между тем большинство аналитиков сходятся на том, что результаты опроса просто отражают нарастание процесса секуляризации исландского общества, а влияние Евангелическо-лютеранской церкви в стране стремительно падает.

«Результаты, полученные в рамках опроса, показывают, что государственная церковь имеет слабые позиции в исландском обществе», – заявил Бьярни Йонссон.

Церковный налог и церковь зуизма

По состоянию на 2015-й год, около 75% жителей Исландии (около 245 тысяч человек) были зарегистрированы как члены Евангелическо-лютеранской церкви. Однако, как показывают ряд последних исследований, значительное число из них считает себя неверующими или атеистами. Из прихожан лютеранских церквей только 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещают храмовые богослужения. До 2013 года новорожденных младенцев автоматически регистрировали членами той церкви, к которой принадлежали их матери.

Кроме того, все исландцы – атеисты в том числе – обязаны регистрироваться в едином государственном реестре и платить так называемый церковный налог (сумма налога составляет около 600 евро в год), за счет которого формируются государственные фонды, распределяющиеся впоследствии между 40 религиозными учреждениями, среди которых присутствует и Евангелическо-лютеранская церковь. Налог, который государство взимает с атеистов, идет на различные социальные нужды – например, на развитие образования.

Поэтому до недавнего времени у властей Исландии не было никаких оснований для беспокойства, даже если те или иные граждане страны принимали решение официально выйти из какой-либо церкви: они продолжали оставаться налогоплательщиками.

Но в прошлом году тысячи исландцев вдруг объявили себя последователями древнего шумерского культа – зуизма. В течение двух недель почти один процент населения страны (около 3-х тысяч человек) присоединился к новому религиозному движению. Эксперты предполагают, что всплеск интереса к новой религии объясняется не только кризисом веры, но и материальными интересами исландцев.

Руководство зуистской общины заявило о том, что их церковь не только не намерена брать с прихожан налог, но и обещает им законным путем вернуть то, что было выплачено другим церквям, а также добиться отделения церкви от государства и полной отмены церковного налога. После достижения главной цели – внесения изменений в исландское законодательство и возврата гражданам их денег, выплаченных в форме церковного налога, – руководство зуистской церкви пообещало распустить религиозную организацию.

Один из представителей зуистской церкви Арнор Бьярки Сварфдаль Арнарсон заявил, что власти должны прекратить сбор данных о религиозных убеждениях исландцев.

Зуисты также разместили на своем официальном сайте инструкцию для тех, кто не желает принимать зуизм и хотел бы выбрать свою веру самостоятельно. В ней подробно рассказывается о том, каким образом можно официально зарегистрировать любую новую религию в Исландии.

Эти предложения находят отклик в исландском обществе: так, согласно результатам опроса, проведенного американским Институтом Гэллапа, в октябре 2015 года 55% жителей Исландии хотели бы отделения церкви от государства; против высказались лишь 24% опрошенных.

Между тем налоговые органы Исландии уже предупредили граждан о том, что если они, став членами зуистской церкви, получат обратно свои деньги, им придется в таком случае с полученных сумм платить государству другой налог – подоходный, ставка которого в Исландии составляет 37,3%.

География Исландии

Исландия - северное европейское государство. Она расположена на Среднеатлантической гряде в Атлантическом океане. Население страны составляет 320 000 человек, а общая площадь ее территорий - 103 000 кв. км. Столица Исландии, а также ее крупнейший город - Рейкьявик.

Страна находится на геологически активном участке земной коры с действующими вулканами. Большую часть Исландии занимает плато, рельеф которого весьма разнообразен: здесь встречаются песчаные пустоши, горы и ледники, ледниковые реки, текущие к морю через низины. В Исландии есть несколько национальных парков: Ватнайёкюдль, Снайфедльсйёкюдль и Тингветлир.

Государственное устройство Исландии

Исландия представляет собой президентскую республику. Во главе государства стоит президент. Органом исполнительной власти является правительство, законодательной - парламент.

Погода в Исландии

Несмотря на свое название - страна льдов, Исландия благодаря теплым водам Гольфстрима

может похвастаться довольно мягкими зимами. Для страны характерна частая смена погоды, о чем местные жители говорят: «Надоела погода? Подожди 5 минут». Лето здесь обычно прохладное и более умеренное, чем где бы то не было в этих широтах, воздух прогревается до 20-25°C.

Язык Исландии

Официальный язык страны - исландский. В школах обязательно изучают английский и датский язык. Многие жители Исландии говорят на фарерском, немецком, норвежском и шведском.

Религия Исландии

80.7% члены национальной исландской церкви 6.2% последователи незарегистрированных религиозных организаций 4.9% члены Свободной Лютеранской церкви Рейкьявика 2.8% не принадлежат ни к одной религиозной группе 2.5% члены римской католической церкви

оставшиеся 2.9% - приверженцы других христианских течений, 370 - 600 человек - мусульмане.

Валюта Исландии

Денежной единицей страны является исландская крона (ISK). 1 ISK = 100 аурам.

Можно получить наличные кроны, воспользовавшись банкоматом. Банкоматы в стране широко распространены, обслуживают международные банковские карты MasterCard или Visa и предлагают довольно низкую комиссию. Трэвелчеки в иностранной валюте и наличные средства в иностранной валюте могут быть обменены в банках за небольшую комиссию (обмен без комиссии предлагает банк Landsbanki Íslands). Будьте внимательны, меняя деньги в пунктах обмена, комиссии там могут достигать 8, 75%.

Таможенные ограничения

Разрешен беспошлинный ввоз:

  • 200 сигарет или
  • 250 грамм табака*
  • 1 литр алкогольных напитков и 1 литр вина
  • 3 литра вина или
  • 1 литр алкогольных напитков и 6 литров пива или
  • 1.5 литра вина и 6 литров пива **
  • 3 кг продуктов питания, стоимость которых не превышает ISK 18 500
  • суммы, превышающие €10 000, должны декларироваться.

* путешественники должны быть старше 18 лет, чтобы ввозить табачные изделия.
** путешественники должны быть старше 20 лет, чтобы ввозить алкоголь.

Запрещены к ввозу:

  • запрещенные наркотические вещества
  • сырое мясо и мясопродукты
  • молоко и сырые яйца
  • оружие и боеприпасы без соответствующих документов
  • ножи и другое холодное оружие
  • домашние и другие животные без соответствующих документов
  • нюхательный табак
  • растения и цветы без соответствующих документов
  • контрафактные товары и фальшивые деньги
  • материалы порнографического содержания

Ограничения

  • Оружие и боеприпасы, ввозимые в страну для охоты или спорта, должны сопровождаться специальным разрешением от полицейских властей
  • ввоз живых растений и цветов требует наличия фитосанитарного сертификата из страны происхождения, который затем должен быть подтвержден Исландским исследовательским сельскохозяйственным институтом
  • ввоз собак, кошек и других животных должен сопровождаться разрешением из министерства сельского хозяйства
  • Различные виды переговорных устройств, пультов управления электронными игрушками и радиоприемники можно ввозить только с разрешением Пост-телекома.

Национальные особенности Исландии

Чаевые

В начале года стало известно, что в Исландии наконец-то построят первый за более чем тысячу лет языческий храм. По большому счету удивляться тут нечему: северное язычество асатру, в этой стране признано такой же государственной религией, как и христианство. Попробуем разобраться, как случилось, что страна победившего лютеранства, которое даже икон и статуй святых не признаёт, вдруг оказалась колыбелью возродившейся из пепла костров инквизиции старой веры.

Бескровная победа христианства

Христианство захватило Исландию практически бескровно, по крайней мере, если сравнивать с континентальной Европой и Скандинавией. В конце I тысячелетия на остров начали прибывать христиане, чтобы обратить язычников в истинную веру. Одним из них был исландец Торвальд Кодранссон, вернувшийся на родину в компании германского епископа Фридрека. Как нам известно из «Саги о христианстве», тот епископ продемонстрировал чудо - с помощью молитвы расколол камень, в котором жил дух-покровитель семьи Торвальда (на самом деле камень сохранился до наших дней неповреждённым), помог победить двух распоясавшихся берсерков и обратил несколько исландских семейств в свою веру. Правда, в конце концов миссия всё равно была провалена: про Торвальда и Фридрека сочинили нид - хулительную песнь, которая прозрачно намекала на их более чем тесную дружбу. Торвальд подобного не стерпел и убил за это двоих человек. Разумеется, после этого и его, и священника объявили вне закона и выдворили из страны.

По-настоящему за Исландию христианские миссионеры взялись после провозглашения Олава Трюггвасона конунгом Норвегии. Олав несколько раз посылал в Исландию несколько своих людей, которые разрушали капища и святыни и, конечно, долго в стране не задерживались. Но подобные методы на исландцев явно не действовали.

Однако число христиан, в том числе и среди представителей местной элиты, постепенно росло, их отношения с язычниками обострялись, и страна едва не оказалась на пороге гражданской войны. Разрешилось всё цивилизованно - на тинге. Законоговоритель Исландии Торгейр, бывший заодно и языческим жрецом, выслушал обе стороны и удалился посоветоваться с богами. Вернувшись, он объявил, что боги велели всем исландцам обратиться в христианскую веру, и подкрепил свои слова тем, что сбросил всех идолов своего капища в водопад. Так в 1000 году Исландия стала христианской.

Языческий Иисус

Несмотря на то что единственной религией Исландии стало христианство, язычество никуда не ушло. Так было везде - до сих пор в Европе поднимают Майское дерево, а в России пекут блины на Масленицу. Но если в остальном мире старая вера забылась, хотя внешние её атрибуты живы до сих пор, то в Исландии язычество не только продолжало жить на равных с новой религией, но и стало предметом пристального изучения местной знати. Достаточно вспомнить Снорри Стурлусона, законоговорителя христианской уже Исландии, который составил «Младшую Эдду», и епископа Бриньолфа Свейнссона, благодаря которому мир получил «Старшую Эдду» - главные источники знаний о вере древних скандинавов. Некоторые исследователи утверждают, что обе Эдды были дополнены христианскими мотивами и многие истории и даже боги в оригинале выглядели совершенно иначе. Например, Бальдр, кроткий и прекрасный бог, на самом деле был весьма воинственным персонажем германской мифологии.

Для исландцев преимущество христианства над старой верой основывалось не на глубоких мистических и религиозных переживаниях. Превосходство Белого Христа было вполне прагматичным: епископы с помощью креста и молитв успешно боролись с вредоносной магией и чародейством. Ещё важнее, что христианам было проще вступать в политические, дипломатические и торговые отношения с другими государствами.

Отсюда же появился широко распространённый на ранней стадии христианизации Исландии и Скандинавии обычай, когда язычник проходил обряд крещения и воспринимался христианами как собрат по вере, однако фактически всё ещё оставался приверженцем старых богов. Вероятно, именно с этим связана подвеска волчий крест, одновременно похожая и на молот Тора и на главный символ христианства.

Наглядным примером может стать «Сага о Халльфреде Трудном Скальде», в которой Халльфред был вынужден принять христианство, чтобы попасть в услужение к конунгу, но отказывался поносить в своих песнях старых богов, за что вызвал гнев своего хозяина. В «Книге о занятии земли» показателен пример Хельги Тощего, который, будучи христианином, в самые важные моменты своей жизни всё равно обращался к Тору за помощью и поддержкой.

Даже после победы христианства большая часть населения продолжила воспринимать новые догматы в языческих категориях: божественное провидение трактовалось как урд - судьба, играющая ключевую роль в миропонимании древних скандинавов. Разумеется, главные христианские ценности - любовь к ближнему, всепрощение и самоотречение - попросту игнорировались. Даже к Христу отношение было как к Всеотцу (Одину): «Ибо Христос сделал христиан своими сыновьями, а не рабами», - говорится в «Саге о названных братьях». А уж об обычае кровной мести, процветавшей в исландском обществе, можно даже не упоминать - мстить обидчику считалось самим собой разумеющимся делом. Стоит ли напоминать, что Один в «Речах Высокого» призывает к тому, чтобы любое оскорбление или обида были отомщены.

Показательно и то, что долгое время для язычников в исландских законах были предусмотрены значительные послабления: разрешалось есть в ритуальных целях конину (в Норвегии за это полагалась смертная казнь) и тайком поклоняться старым богам.


В XVII веке Исландия приняла лютеранскую веру, в результате чего церковные требования ужесточились, в том числе в вопросах остатков язычества. Если изначально языческие верования достаточно мирно сосуществовали с католической традицией, то с приходом лютеранства в Исландии запылали костры. Людей сжигали за занятия магией, ведовство и злоупотребление рунами. Имена языческих божеств выжили в основном в магических аллитерационных заговорах и были приравнены к демонам. Но любопытно, что многие исландские пасторы хранили у себя магические сборники и даже сочиняли проповеди о загробной жизни на примере Вальгаллы.

Если имена богов вытравили даже из названий дней недели, то от эльфов, к которым в Исландии особенное отношение, избавиться оказалось не так просто. Их разделили на добрых (крещёных) и злых (язычников), и появились предания о том, что определённые скалы и камни - это эльфийские церкви (см. «Книга историй об эльфах», «Йоун Книжник-Чародей»).

Несмотря на то что людей в Исландии всё-таки преследовали за колдовство и отправление языческих обрядов, на костёр попал всего 21 человек. Хотя в масштабах более чем скромного населения тогдашней Исландии цифра, может быть, и большая. А может, сказывалась не только скудность населения острова, но и, видимо, врождённая вера исландцев в магию, заговоры и волшебную силу рун. Бывали случаи, когда особо рьяных охотников за колдунами снимали с церковных должностей.

Возврат к традиционным ценностям

Исландское язычество с переменным успехом, но дожило до наступления нового времени: ещё в XIX веке встречались люди, умевшие использовать заговоры и руны для достижения магических целей, а жители сельской местности ходят уважить эльфов и духов, живущим в камнях и водопадах. По сути, именно в Исландии дольше всего сохранялась та самая древняя традиция, которую успешно вытравили на континенте.

Тем не менее вплоть до середины XX века язычество в Исландии продолжало оставаться на полулегальном положении: его в основном исповедовали фермеры-овцеводы, и именно из их среды выкристаллизовалась идея попытаться придать своим верованиям официальный статус. В 1973 году исландский поэт Свейнбьёрн Бейнтейнссон смог добиться признания веры в старых богов равноправной исландской религией наряду с лютеранством и стал Верховным годи, то есть главой движения асатру (буквально «Верные асам»).

Интерес к возрождённому исландскому язычеству стал нарастать, похожие общины начали появляться едва ли не во всех скандинавских странах, а в Исландию рекой потекли туристы, желающие прикоснуться к чему-то необычному, экзотическому и вроде как древнему. Интерес туристов привлёк в общину асатру и людей, далёких от духовности, но близких к коммерческому заработку: сегодня в Исландии можно «креститься» или обвенчаться по языческому обряду. За отдельную плату, разумеется. На деле же современное асатру - реконструкция, со всеми вытекающими проблемами и трудностями.


Моё отношение к современной попытке воссоздать исландское язычество негативное. Слишком многое было утеряно безвозвратно, и мы вынуждены пытаться ограничиваться тем, что осталось в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Круге земном» и других немногочисленных источниках. Но и там мы не найдём детальных описаний языческих ритуалов и даже твёрдого знания деталей относительно богов. То и дело «Младшая Эдда» противоречит «Старшей Эдде», и многое остаётся недосказанным. Тут опять встаёт вопрос об этой недосказанности и порождённых ею современных фантазиях.

Очень часто современные годи не владеют академическим уровнем знания, а потому воссоздают многое по наитию. Даже мелодии, с помощью которых они исполняют «Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Речи Сигрдривы» и другие, являются новоделами, не имеющими ничего общего с утерянными мелодиями-гимнами язычников. Плюс в XVIII веке были утеряны многие древние рукописи (в результате гибели корабля с манускриптами и пожара в рукописной библиотеке Ауртни Магнуссона в 1728 году). Даже в «Младшей Эдде» мы имеем сплав христианства и язычества наподобие того, что Христос сидит у источника языческой судьбы Урд и решает судьбы мира; так же часто Христа величают «Тиром» и «конунгом ангелов» в сохранившейся скальдической поэзии. Я склонен считать, что современное исландское асатру - это нью-эйдж на исландском языке.

В пользу нью-эйджерской подоплёки современного исландского язычества говорит и обилие нововведений, начиная от синтеза с чуть ли не буддизмом и заканчивая женщинами-годи. Многие из них, по словам Леонида Кораблёва, даже создают «древнескандинавское Таро» и собственные рунические ряды. И практически все исландские годи разъезжают по миру с лекциями о скандинавском язычестве, сроднившись в этом с многочисленными тибетскими учителями, успешно ведущими свой бизнес на Западе.

Нынешнее асатру близко к нью-эйджу ещё и тем, что забывает о традициях в угоду веяниям времени: например, там не исключаются однополые браки, что для исландца эпохи викингов было бы просто немыслимо, как уже говорилось выше. А уж о человеческих жертвоприношениях, да и любых жертвоприношениях животных и речи быть не может, хотя для древних скандинавов подобная практика была не просто в порядке вещей - без окропления жертвенной кровью идолов богов и присутствующих не обходился ни один ритуал.

Со стороны нынешние исландские ритуалы асатру действительно выглядят как минимум необычно: ритуалы под открытым небом на фоне исландских пейзажей, костры, гигантские рога с мёдом (для непьющих - сок) и песнопения - всё нацелено на то, чтобы произвести впечатление. На туристов, не на своих. Исландцы, даже молодые и радикальные, к вере предков приобщиться не очень-то спешат. Автору этих строк довелось побеседовать на эту тему с исландцем, встреченным на одном из метал-фестов в Бергене. «Язычников у нас мало, и мы о них почти не слышим», - сказал он с выражением крайнего скепсиса на лице. Альтернативная музыкальная сцена Исландии также практически не обращается за вдохновением к старым богам: блэк-металлисты предпочитают петь про Сатану, а не про Одина, зато вполне себе экспортные Sigur Rós и Sólstafir вполне успешно сотрудничают с нынешним Верховным годи Хилмаром Ёрном Хилмарссоном и используют в оформлении сцены древнеисландские колдовские знаки гальдраставы.

Разумеется, в Исландии есть люди, которые по-настоящему горят идеей возродить старую веру и всю свою жизнь посвящают попыткам восстановить прерванную нить традиции. Но, как и везде, дельцы и откровенные барыги всегда оказываются в фокусе, оттесняя идейных на периферию и формируя у людей со стороны общее представление о явлении. Бабло, как всегда, побеждает не только зло, но и добро.

Даже храм, посвящённый языческим богам, который будет построен в Рейкьявике, скорее всего, превратится в очередную достопримечательность, где будет много туристов, но не будет ни одного бога.

В Исландии резко выросло число последователей культа асатру – неоязыческой религии, претендующей на звание «традиционной» для Исландии, сообщает BBC. С 2014 года количество почитателей Одина, Тора, Ньёрда и прочих обитателей и обитательниц Асгарда увеличилось, по подсчётам статистической службы островного государства, в полтора раза.

Сейчас к последователям культа асатру, что означает «верный асам» – древнескандинавским богам, причисляют себя 3 583 исландца. Мужчин среди них в два раза больше, чем женщин, утверждает газета Morgunblaðið.

Пост Высшего жреца культа асатру в Исландии занимает композитор и музыкант Хилмар Эйрн Хилмарссон (Hilmar Örn Hilmarsson) известный также, как HÖH. Помимо религиозной деятельности, он пишет музыку к кинофильмам и сотрудничает со многими музыкантами.

Он, в частности, работал с Psychic TV, Current 93, Sigur Rós и вокалистом The Sugarcubes Эйнаром Эйрном Бенедиктссоном (Einar Örn Benediktsson).

По мнению Хилмара Эйрна Хилмарссона, постоянный приток неофитов его конфессии обеспечивают репортажи прессы о красочных церемониях асатру. «Больше людей видят, что мы делаем, им им это нравится. Мы не вербуем новых членов. Мы только поощряем людей присоединяться, если у них появляется интерес. Наши церемонии открыты для каждого», – рассказал Хилмар Эйрн Хилмарссон в интервью Morgunblaðið.

Культ асатру практически не касается национальных вопросов, выступает за всеобщее равенство, экологическую сознательность, поддерживает гомосексуалистов , сотрудничает с различными религиозными и общественными организациями.

Последователям других дохриcтианских культов из-за пределов острова не нравится толерантность исландцев. В 2015 году Хилмар Эйрн Хилмарссон жаловался, что в его общину идёт поток «писем ненависти» из других стран.

Защищая позицию исландских язычников, их Верховный жрец заявил, что его единоверцы не рассматривают свою религию, как способ «романтизации мачизма» и не считают приемлемым «обогащать» древнескандинавский культ консервативными .

Исландские приверженцы асатру возводят храм своей религии на покрытом лесом холме Эскюхлид (Öskjuhlíð) в столице страны Рейкьявике. После того, как строительство завершится, в святилище будут проводить свадьбы, церемонии присвоения имён и похороны. Оно сможет одновременно вместить 250 человек.

Строительство идёт на земле, подаренной городским советом исландской столицы, а финансируется за счёт пожертвований. Какой бы пышной не была церемония открытия первого больше, чем за 1000 лет нового языческого храма в Скандинавии, и сколько бы прессы на неё не пригласили, господству христиан на острове в обозримом будущем едва ли что-либо угрожает.

Согласно статистическим данным, 70% жителей Исландии причисляют себя к лютеранам. Их 237 938 человек – в 66 раз больше, чем последователей асатру.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «fish-farming.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «fish-farming.ru»