Прошлое альманах настоятель николы в плотниках. Обезглавленный арбат

Подписаться
Вступай в сообщество «fish-farming.ru»!
ВКонтакте:

Николая чудотворца, что в Плотниках . Построена в 1670 году. В грамоте, данной на построение церкви от патриарха Иоакима, написано: «В Плотнической слободе, за Смоленскими вороты». В настоящее время от прежней постройки осталась целой одна лишь настоящая церковь во имя Св. Троицы; трапезная же в 1853 году перестроена вновь.

Так как храм этот в 1812 году был совершенно разграблен, то внутренние его иконостас и образа принадлежат к половине нынешнего столетия. Надо заметить, что церковь здесь была с начала XVI столетия, но деревянная, и тут же вблизи находился загородный дом боярина Василия Ивановича Стрешнева. Придел Св. Николая чудотворца построен в 1688 году. Есть и еще придел - Балыкинской Божией Матери.

Относительно названия церкви «в Плотниках» есть два предположения. Первое, что здесь жили плотники в царских заведениях, между улицами Никитской и Арбатской, и второе: что здесь при великом князе Иоанне III были поселены новгородские жители Плотницкого конца, или слободы. Последнее название достовернее, так как подтверждается некоторыми историческими данными. Церковь находится на Арбате.

Иоанна Предтечи, что в Старой Конюшенной . Близ Арбата, в Староконюшенном переулке, получившем название от находившейся здесь Конюшенной сторожевой слободы. Первоначально церковь построена в начале XVII столетия, затем в 1653 году была перестроена и в начале нынешнего столетия обновлена. Приделы: Св. мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста и Божией Матери [иконы] «Всех скорбящих Радость».

За что славянофила Хомякова выставляли из храма, и где причащался маленький Саша Пушкин

До революции знаменитый Арбат неофициально именовался улицей святого Николая. Конечно же, не случайно: когда-то здесь возвышались целых три храма в честь святителя Николая – на Песках, в Плотниках и Никола Явленный. В 1930-х годах все они были уничтожены. Вспомним связанные с ними удивительные истории.

Никола Явленный: тут молился отец Гоголя
Храм, названный в честь чудотворной иконы святителя Николая, которая «явилась» сама собой, числился приходской церковью стрельцов и располагался в центре их слободы. Рядом находилась полковая изба – штаб, где хранились казна и знамена. Именно здесь заседало стрелецкое начальство и оглашались царские грамоты.

Михаил Гермашев. Улица Арбат (снимок 1912–1913 гг.) Хорошо видна надвратная колокольня церкви Николы Явленного, снесенной в 1931 году, и ампирный особняк Оболенских-Трубецких, разрушенный немецкой бомбой в 1941 году

Сюда любила приезжать императрица Елизавета Петровна. Она подарила приходу список иконы Богоматери Ахтырской. Сегодня эта икона находится в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) в Филипповском переулке. В царствование Екатерины II эта церковь стала местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие злодеяния. Когда французы в 1812 году захватили Москву, маршал Мюрат остановил свою конницу именно здесь, возле храма, и ждал донесений лазутчиков, побежавших к Кремлю. Это место упоминает в своем романе «Война и мир» Лев Толстой. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату, Пьер Безухов разрабатывал план покушения на «супостата», остановившись на паперти храма.

Прихожанами Николы Явленного были отец Николая Гоголя писатель Василий Гоголь-Яновский († 1825) и философ-славянофил Алексей Хомяков. Хомяков был настолько пламенным и увлеченным спорщиком, что иногда не мог удержаться от обсуждения богословских проблем во время богослужения, за что священник выгонял его на крыльцо. Но и там он продолжал спорить со своими друзьями о разнице католичества и Православия, а также на другие философские темы.

Колокольня храма считалась одной из самых красивых в Москве. Историк архитектуры Иван Машков называл ее «верхом изящества и вкуса», с «изумительным, скульптурным шатровым верхом, … царскою шапкою большого наряда». В 1931 году храм взорвали. От колокольни остался фундамент начала XVII века (сейчас это нижняя часть стены).

Где стоял: На Арбат выходила надвратная колокольня храма. Располагалась она между не сохранившимся домом во владении № 14 и домом № 16.

Никола в Плотниках: своды кафе «Му-му»
В документах 1625 года эта церковь упоминается как давно существующая. Украшенная классическими колоннами изящная колокольня напоминала звонницы петербургских соборов. Неподалеку, в Кривоарбатском переулке, жила семья Пушкина. Маленький Александр Сергеевич посещал этот храм вместе с родителями, исповедовался тут и причащался. В церковных исповедальных книгах сохранились записи с его именем. В этом же храме Николай Гоголь крестил сына философа Алексея Хомякова – маленького Николая. Еще один прихожанин этот храма – художник Михаил Нестеров, подаривший специально написанное для Николы в Плотниках «Распятие».

Известен последний настоятель церкви Николая в Плотниках – протоиерей Иосиф Фудель. Многие годы он издавал за собственный счет религиозно-философский журнал, который назывался очень просто: «Приходской листок». В нем публиковались как практические указания по церковной жизни, так и весьма серьезные дискуссии богословского характера.

В 1932 году храм снесли, и на его месте вырос престижный жилой дом с магазином «Диета». Селили сюда сотрудников НКВД и литераторов. Своды храма сохранились. Сегодня мы их можем увидеть в подвальном этаже кафе «Му-му».

Где стоял: На месте нынешнего жилого дома № 45/24.

Никола на Песках: откуда есть пошла копеечная свеча

Один из самых древних московских храмов. Москвовед И.К. Кондратьев писал: «Архитектура храма отличается древностью и оригинальностью» Длительное время считалось, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого сгорела вся Москва. С тех пор появилась пословица: «От копеечной свечи Москва сгорела». Рассказывая об этом страшном событии, летописцы впервые упомянули топоним Арбат.

В этом храме отпевали композитора Андрея Скрябина, жившего напротив в 11-м доме. В 1920-х годах здесь служил священник Николай Бруни – художник, поэт, музыкант, знаменитый спортсмен, авиатор времен Первой мировой войны.

После революции церковный участок вместе со старым кладбищем передали под застройку кооперативу «Энергетик». Когда церковь ломали, обнаружили скрытые поздними переделками стены первой каменной постройки 1657 года. Однако это не остановило разрушителей, и в 1932 году храм был уничтожен.

Где стоял : На месте современного 6-го дома по Малому Николопесковскому переулку

Кстати!
МИКОЛИНА УЛИЦА
Одним из первых воспел Арбат Андрей Белый. Во втором томе своих мемуаров «Начало века» он посвятил улице целую главу. По существу, это ностальгически-лирический гимн – чуть ли не каждому ее дому и церкви, ее насельникам и гостям: «Сам Арбат – что, коли не Миколина улица?» «Микола – патрон, потому что он видел Арбат».

Анастасия Чернова
Опубликовано: май, 2017 г.

Московские дома: от дерева к камню

Профессия плотника была одной из наиболее востребованных, так как деревянный город часто выгорал, и его нужно было восстанавливать. Новые постройки ставили также в дереве. И плотники рубили новые дома, ремонтировали ветшавшие старые, делали внутреннюю отделку и деревянные предметы обстановки. А еще в их обязанности входила борьба с огнем, так как при тесной деревянной застройке для тушения пожара ломали соседские дома.

Центром плотницкой слободы в 1625 году стал храм Николая Чудотворца. Он стоял на месте дома №45 по Арбату. Строили церковь сами жители, а в 1670-1677 годах перестроили одноглавый храм в камне. Трехъярусная колокольня появилась в 1771 году. Но на этом перестройка не закончилась, и еще много раз церковь меняла облик.

Советское время стало последней главой в истории храма Николая Чудотворца в Плотниках.

Что есть что в церкви

В 1925 году арестовали настоятеля, но церковь не трогали. В 1927 близ Николы в Плотниках поселился художник Нестеров. Он подарил храму распятие собственной работы. Но в 1929 году церковь закрыли, а через 3 года снесли.

На месте храма Николая Чудотворца в Плотниках в 1935 году построили жилой дом по проекту Л.М. Полякова. Там поселили потомков Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого, окружив их особым почетом.

Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили.

На месте церкви – «Ленинка»

Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки.

Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода.

Где молился Иван Грозный

Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года…

В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами.

У Арбатских ворот

Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке).

Пешеходы твои –
люди невеликие,
каблуками стучат –
по делам спешат.

Никола Явленный

Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая.

В Плотницкой слободе

Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева.

Ты течешь, как река.
Странное название!
И прозрачен асфальт,
как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты – мое призвание.
Ты – и радость моя,
и моя беда.

Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета».

Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов.

От любови твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других
мостовых любя.

Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа.

Даниил Силенко

Снесён советскими властями в 1932 году

Впервые упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников».

В 1670-1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. «Каменный Никола с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе“, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета дворцовых слобод». Трёхъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, Св. Троицы - в 1700, придел Балыкинской Божией Матери - в середине XIX века).

В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707-1782) - государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор.

В начале 1807 года в Кривоарбатском переулке, как раз в приходе храма Николы в Плотниках, поселилась семья Пушкиных, и маленький Саша был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Чуть позже среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа Алексея Хомякова (1804-1860), хотя духовником самого Алексея Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного на углу и Серебряного переулка, стоявшего неподалеку, на другой стороне , где ранее проживали Хомяковы по адресу , дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: «Узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у неё всегда было парное молоко». В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крёстным отцом которого стал Николай Васильевич Гоголь.

В начале ХХ века церковь Николая в Плотниках на Арбате представляла собой маленький и бедный приход: весь приход храма Св. Николая Чудотворца в Плотниках составлял 30 домов, населенных главным образом купцами и интеллигенцией. Туда, в этот приход, получил распределение, причем по собственному почину, протоиерей и общественный деятель Иосиф Иванович Фудель (1865-1918), до того служивший священником в Бутырской тюрьме; он был религиозный писатель и публицист, подготовил к изданию собрание сочинений выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева. Отец Иосиф сделал очень много для помощи своим прихожанам, собирая пожертвования для бедных своего прихода и помогая другим, в том числе принимал участие в помощи для голодающих Поволжья. В 1908 году Иосиф начал совершенно новое дело для приходской жизни в России - издание своими силами и средствами журнала «Приходский вестник» - журнал издавался в 1908-1912 и 1914-1915 гг., рассылался по квартирам всем прихожанам церкви и отражал разные стороны жизни прихода. Горячо откликнулся о. Иосиф Фудель на помощь раненым в Первой мировой войне - 8 сентября 1914 года при церкви Николы в Плотниках открылся лазарет. За два года войны в лазарете при церкви лечились 222 человека. После Октябрьского переворота сын Иосифа Ивановича Фуделя, Сергей Иосифович, тоже религиозный публицист, неоднократно арестовывался, а его сын Николай Сергеевич Фудель стал автором нескольких исторических романов, работая под псевдонимом Плотников (в честь Плотникова переулка, где провел детство в квартире деда), заведовал филологической кафедрой в МИСиСе

После Октябрьского переворота настоятелем храма был протоиерей Владимир Воробьёв. Вскоре священник был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил святой Варлаам (Никольский) (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы.

С 1927 года близ Николы в Плотниках жил русский живописец М. В. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы

Некоторое время прихожанином и даже алтарником церкви был известный механик Н. Н. Бухгольц

В 1929 храм закрыт, а потом в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьев погиб в 1940 году в заключении.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «fish-farming.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «fish-farming.ru»